Отдел по образованию Пружанского райисполкома
Яндекс.Метрика

ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

Связную речь в норме характеризуют следующие особенности: развернутость, произвольность, логичность, непрерывность и программированность.

Детей дошкольного возраста с недоразвитием связного высказывания отличают: недостаточное умение отражать причинно-следственные отношения между событиями, узкое восприятие действительности, нехватка речевых средств, трудности планирования монолога.

Обучать ребенка рассказыванию рекомендуется по следующей схеме:

  •   Составление рассказов по наблюдаемым действиям.
  •   Составление рассказов по нескольким сюжетным картинам.
  •   Составление рассказов по прослушанному тексту и картине.
  •   Составление рассказов по одной сюжетной картине
  •   Составление рассказов по памяти
  •   Составление рассказов по символам.
  •   Составление рассказов по схемам.
  •   Составление рассказов по натуральным предметам
  •   Составление рассказов по предметным картинкам.

Ребёнок-дошкольного возраста научится не только пересказывать готовые образцы связных высказываний, но и самостоятельно составлять разнообразные рассказы. Если развитие вашего ребёнка не нарушено, эти упражнения усилят его творческие и речевые возможности, повысят умственный возраст, позволят пробудить скрытый потенциал, резервы, способности, нестандартность, заложенные в любом ребёнке!

Не забудьте поощрять малыша улыбкой и восторженной похвалой за любую, даже незначительную удачу.

СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ПО НАБЛЮДАЕМЫМ ДЕЙСТВИЯМ

Во время составления постройки из кубиков, Лего, конструктора и т.п. рассказать, что ты делаешь, какую деталь берёшь, куда и почему ставишь.

Вначале ответить на вопросы взрослого точными словами, полными предложениями, а затем объединить 3 – 4 предложения в короткий, но связный рассказ.

  • Что ты берёшь?
  • Какой это кубик (арка, брусок…)?
  • Какой он по размеру? По цвету? По величине?
  • На что ты ставишь кубик?
  • Какие детали внизу, а какие наверху?
  • Что ты поставил сначала, а что потом?

Я ставлю на ребро зелёный и жёлтый кирпичик. На них я ставлю жёлтую арку. Теперь на арку я кладу один маленький синий кирпичик, а на него красную крышу. У меня получилась красивая, разноцветная постройка.

Во время купания с игрушками в ванной или других игр с водой рассказать, что происходит на твоём «море» или «реке», с твоими лодками, яхтами, кораблями, животными.

Вначале ответить на вопросы полным предложением, затем объединить их в рассказ.

  • Куда плывёт лодка? (уточка, дельфинчик) Зачем?
  • Кого вёзёт лодка?
  • Какой груз в лодке?
  • Что или кто оказались на пути лодки?
  • С чем (кем) столкнулась лодка?
  • Что произошло с грузом?
  • Кого пассажирв взяли на борт? И т.д.

Внимательно послушать, как взрослый с помощью различных игрушек (можно фигурок от киндер-сюрпризов) разыграет перед тобой маленькие сказки.

Затем самостоятельно выбрать игрушки, показать и рассказать похожие сказки.

ДРАЧУНЫ

В лесу волк и лиса нашли кусок мяса и стали из-за него драться. Пока они дрались, прилетела ворона и унесла мясо.

Нельзя драться, дракой делу не поможешь! Все вопросы мож­но решить по-доброму, по-хорошему

Подробно, связно, последовательно рассказать о событиях, составив рассказы со следующими названиями:

Прогулка в парк

Мы в зоопарке

Поход в театр

Бабушка печёт пироги

СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ПО НЕСКОЛЬКИМ СЮЖЕТНЫМ КАРТИНАМ

Внимательно рассмотреть все картинки. Подробно, связно, последовательно рассказать о действиях героев картин. Не просто перечислять события, а обязательно объяснять, почему герои поступили именно так.

СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ПО ПРОСЛУШАННОМУ ТЕКСТУ И КАРТИНЕ

Прослушать текст. Глядя на картину, подробно ответить на поставленные вопросы. Полно, выразительно, связно пересказать историю.

ДВЕ УЛИТКИ

Как-то летом две улитки отдыхали на листике клёна. Вдруг под деревом они увидели оленя. Он поедал молодые листья и в любой момент мог дотянуться до листика с улитками. От испуга обе улитки залезли в свои домики и затаились. Когда после нескольких минут они посмотрели вниз, оленя под клёном не было. «Испугался!» — сказала одна улитка. А вторая добавила: «Ясное дело, нас-то двое, а он один!»

  • Где сидели улитки?
  • Почему они испугались оленя?
  • Как они спрятались от оленя?
  • Могли ли улитки быстро покинуть дерево? Почему?
  • Куда исчез олень?
  • Почему улитки не видели, как олень ушёл?
  • Что сказала одна улитка?
  • Что ответила вторая?
  • Олень на самом деле испугался улиток?
  • Что смешного в этом рассказе?

СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ПО ОДНОЙ СЮЖЕТНОЙ КАРТИНЕ

Проанализировать содержание картины. Ответить на вопросы полными предложениями. Составить связный, подробный, полный рассказ по картине.

СЮРПРИЗ

  • Откуда идут мальчики?
  • Что у них за плечами?
  • Что один мальчик кладёт другому в рюкзачок?
  • Какая погода на улице?
  • Что случится с мороженым в тёплом месте?
  • Что такое «сюрприз»?
  • Приятный ли сюрприз сделал мальчик своему знакомому?

СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ПО ПАМЯТИ

Вспомнить мультфильмы, которые ребёнок смотрел. Рассказать понравившийся мультфильм целиком или отдельный эпизод из него. Не только называть действия героев, но и давать оценки поступкам, объяснять их причины и последствия.

СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ПО СИМВОЛАМ

Пересказать рассказ, используя имеющиеся опорные картинки.

Прослушав рассказ, нарисовать свои собственные картинки-символы. По ним повторить рассказ целиком.

Наступила весна. Греет яркое солнышко. Журчат весёлые ручейки. Расцвели первые подснежники. Появилась зелёная травка. На деревьях набухли почки. С юга вернулись перелётные птицы. Дети весной любят пускать бумажные кораблики.

СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ПО СХЕМАМ

Вместе с мамой рассмотреть несколько предметов одежды. Посмотри на схему описания и постарайся рассказать как можно лучше!

Аналогично, по схеме, можно рассказывать про игрушки, посуду, животных и т.д.

СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ПО НАТУРАЛЬНЫМ ПРЕДМЕТАМ

Представить, что ночью, когда в доме все спят, игрушки оживают, начинают двигаться и разговаривать.

Придумать и пересказать их разговор, если:

игрушки жалуются друг другу на своего хозяина

игрушки обсуждают своё путешествие по квартире

игрушки хотят вернуться в магазин

игрушки очень довольны своим хозяином

СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ПО ПРЕДМЕТНЫМ КАРТИНКАМ

Посмотреть на картинки, представить изображённых животных и послушать о них забавную историю. Придумать свою историю об этих же животных. Попросить взрослого записать твоё произведение.

Литература

Ткаченко Т.А. Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи малыша. – М., 2006. – 136с.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *