ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА? 

  • Автор записи:
  • Комментарии к записи:0 комментариев

Общеизвестно, что письмо формируется на основе устной речи, поэтому недостатки устной речи могут привести к плохой успеваемости в школе. Чтобы малыш научился произносить сложные звуки  [с],  [сь],  [з],  [зь],  [ц],  [ш],  [ж],  [щ],  [ч],  [ль],  [р],  [рь],  его губы и язык должны быть сильными и гибкими,  долго удерживать необходимое положение,  без труда совершать многократные переходы от одного  движения к другому.  Всему этому поможет научиться артикуляционная гимнастика.

Артикуляционная гимнастика — упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения.

Причины, по которым необходимо заниматься

артикуляционной гимнастикой:

  1. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.
  2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнет заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.
  3. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».

Надо помнить, что четкое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.

Как правильно заниматься артикуляционной гимнастикой?

Сначала познакомьте ребенка с основными положениями губ и языка («Сказка о Веселом язычке»). На этом этапе должен повторять упражнения 2-3 раза.

Затем повторяйте с ним все упражнения, выполняя каждое не менее 5-6 раз (для удобства изготовьте карточки с рисунками — символами упражнений, карточки помогут быстрее освоить все упражнения).

Рекомендации к проведению упражнений:

♦ Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребенку необходим зрительный контроль. После того как малыш немного освоиться, зеркало можно убрать. Полезно задавать ребенку наводящие вопросы. Например: что делают губы? что делает язычок? где он находится (вверху или внизу)?

♦ Затем темп упражнений можно увеличить и выполнить их под счет. Но при этом следите за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятие не имеет смысла.

♦ Лучше заниматься 2 раза в день (утром и вечером) в течении 5-7 минут, в зависимости от возраста и усидчивости ребенка.

♦ Занимаясь с детьми 3-4-летнего возраста, следите, чтобы они усвоили основные движения.

♦ К детям 4-5 лет требования повышаются: движения должны быть все более четкими и плавными, без подергиваний.

♦ В 6-7-летнем возрасте дети выполняют упражнения в быстром темпе и умеют удерживать положение языка некоторое время без изменений.

♦ Если во время занятий язычок у ребенка дрожит, слишком напряжен, отклоняется в сторону, и малыш не может удержать нужное положение языка даже короткое время, обязательно обратитесь к логопеду. Возможно, понадобятся помощь врача и специальный массаж.

Правильное произношение звуков наряду с богатым словарным запасом и грамматически верной, хорошо развитой, связной речью является одним из основных показателей готовности ребенка к школьному обучению.

Добавить комментарий