Когда следует обратиться к дефектологу?
В настоящее время наблюдается увеличение количества детей, имеющих отклонения в речевом развитии.
Если ребёнок нечётко говорит и плохо ест твёрдую пищу: ребёнку трудно жевать мясо, хлебные корочки, морковь, твёрдое яблоко. Это может быть одним из проявлений стёртой формы дизартрии.
Трудно воспитываются культурно-гигиенические навыки, требующие точных движений различных групп мышц. Ребёнок не может самостоятельно полоскать рот, так как у него слабо развиты мышцы щёк и языка. Он или сразу проглатывает воду, или выливает её обратно.
Ребёнок не любит и не хочет застёгивать самостоятельно пуговицы, шнуровать ботинки, засучивать рукава. Также испытывает затруднения и на занятиях по изобразительной деятельности: не умеет правильно держать карандаш, регулировать силу нажима на карандаш, кисточку.
Затрудняется при выполнении различных упражнений на музыкальных и физкультурных занятиях.
Про таких детей говорят, что они неуклюжие, потому что они не могут чётко, точно выполнять различные двигательные упражнения. Им трудно удерживать равновесие, стоя на одной ноге, часто они не умеют прыгать на левой или правой ноге.
Ребёнок не рождается со сложившейся речью. Овладение речью – это сложный психический процесс. Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, артикуляционный аппарат и слух малыша достигнут определенного уровня развития. Однако без речевого окружения ребёнок никогда не заговорит. Ничто не может заменить тёплого, эмоционального взаимодействия взрослого с ребёнком. Если ребёнок этого лишён, то его речь и познавательная сфера отстают от нормы, возникают трудности в общении.
Для предупреждения тяжёлых форм речевого недоразвития важное значение имеет ранняя диагностика речевого развития у детей и своевременно оказанная им коррекционно-педагогическая помощь.
К группе риска относятся дети первых двух лет жизни, у которых имеется предрасположенность к появлению нарушений речевого развития, в связи с чем они нуждаются в специальном логопедическом, а часто и медицинском воздействии. Своевременное выявление таких детей и проведение соответствующих коррекционных мероприятий может в значительной степени ускорить ход их речевого и умственного развития.
Подготовка к овладению языком начинается уже в 2—4 месяца с упражнений в произношении отдельных звуков. Этот этап принято называть периодом гуления. Ребёнок произносит звуки, чем-то напоминающие сочетания «ГХАИЫ», «ГХОИУ» — отсюда исток доброй традиции «огукать» с детьми.
Следующая ступень в подготовке к овладению языком — период лепета. Он продолжается приблизительно до конца первого года жизни ребенка и знаменует начало овладения языком и понимания отдельных слов и предложений.
Первые слова ребёнок произносит в конце первого года жизни. Как правило, в активном словаре малыша имеется уже около десяти слов.
Тот или иной период в развитии речи может наступить в разное время. Уровень физического развития ребёнка, состояние его нервной системы, влияние языковой среды — все это либо стимулирует, либо тормозит формирование его речи. Постоянное овладение речевыми навыками находит отражение в формировании мышления ребёнка, а также его личности, характерологических особенностей.
Если родителей что-то тревожит, настораживает, например, выпал период гуления, запаздывает перид лепета, надо незамедлительно обратиться к специалистам: оториноларингологу, детскому невропатологу педиатру, логопеду.
Уже в раннем возрасте необходимо обратить внимание на развитие слухового внимания. Начиная с 6—7 месяцев ребёнок определяет направление звука — колокольчика, дудочки, погремушки. Малыш уже готов слушать музыку, и если внимательно понаблюдать за ним, можно определить, какая ему больше нравится. Уже в период гуления он оживляется, начинает «подпевать», стучит ручками, ножками. Позже, месяцев с 7—8, приплясывает, хлопает в ладоши, «поёт». Нет детей, которые оставались бы равнодушными к звукам музыки.
В конце первого года жизни ребёнок правильно реагирует на многие, обращенные к нему слова. По просьбе взрослого он показывает нос, хлопает в ладоши, ищет глазами маму. Он чувствителен к интонации, адекватно реагируя на вопросы и восклицания, на строгий тон и похвалу.
Окружающие ребёнка взрослые в семье, должны следить за своей речью, за правильностью и чёткостью в произношении звуков, за ритмом и темпом речи, так как они дают материал для подражания.
С ребёнком надо разговаривать о том, что находится в круге его внимания. Помимо всего прочего, детям необходимо создавать такие условия, чтобы они просили взрослого о чём-то, чтобы желания не предупреждались прежде, чем малыш успеет выразить их словом или жестом.
После шести месяцев следует заняться артикуляционной, то есть речевой моторикой. Например, ребёнок улыбается — активизируются мышцы губ. Для активизации языка подходит упражнение «лошадка». Чем раньше вы научите малыша щелкать языком, присасывая язык к нёбу, тем быстрее в его речи появятся звуки, требующие верхнего подъема языка (ш, ж, р, л).
Уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. С 6—7 месяцев можно приступать к тренировкам пальцев рук — массажу кистей рук, каждого пальчика, каждой его фаланги. Разминать и поглаживать их в течение двух—трёх минут надо ежедневно. А с 10 месяцев подключают и активные упражнения для пальцев рук: малыши должны катать небольшие мячи, играть кубиками, пирамидками, учиться перекладывать некрупные предметы из одной кучки в другую. Хорошую тренировку движений для пальцев дают народные игры-потешки.
Раньше работу логопеда с ребёнком рекомендовали начинать с пятилетнего возраста. Современные исследования позволили сделать вывод о необходимости раннего логопедического воздействия на ребёнка. Родителям стоит обратиться к специалисту если:
· В 12 месяцев ребёнок не понимает простой просьбы, дополняемой жестом; в его словаре нет 8 -10 слов.
· В 18 месяцев малыш не использует в своей речи 15 -20 слов.
· В 2 года словарный запас не составляет минимум 50 слов; предложения не состоят из двух слов.
· В 2,5 года неправильно использует местоимения я, ты, мне; не повторяет две цифры в правильной последовательности, не имеет понятия «один».
- К 3 годам не накопил словарный запас из 250 слов; не использует предложение из 3 слов, не овладел множественным числом существительных и глаголов; не называет своё имя, не понимает простых предлогов; не выполняет задания типа «положи кубик под чашку», «положи кубик в коробку».
Увеличение активного словаря (2500-3000 слов к 5 годам) даёт возможность ребёнку полнее строить высказывания, точнее излагать свои мысли. Но увеличение словаря и развитие связной речи нередко приводит к тому, что дети начинают чаще допускать грамматические ошибки, например, неправильно изменяют глаголы, не согласовывают слова в роде, в числе. У детей этого возраста значительно улучшается звукопроизношение.
Уважаемые родители! К школьному возрасту ребёнок должен правильно произносить все звуки, владеть звуковым анализом и синтезом, грамматически правильно строить связные высказывания.
Если речь детей значительно отличается от этих норм, следует обратиться к дефектологу, логопеду.