Консультация «Детский фольклор»

         Детский фольклор составляет обширную и глубоко оригинальную область традиционного народного творчества. Он объединяет все виды устной поэзии, созданной взрослыми для детей, и произведения самих детей.

  1. Колыбельные – наиболее распространённый жанр устного народного творчества для детей. Отличаются простотой, непосредственностью и в то же время эмоциональной насыщенностью. Тематика колыбельных очень широка. Основным центром в них всегда является образ ребёнка, героями выступают звери и птицы. Главным персонажем большинства колыбельных выступает кот. К тому же колыбельные в народе имеют ещё одно общее название, происхождение которого связано с этим главным персонажем. Укладывая ребёнка спать, мать поёт ему « ката » ( даже если в песне может идти речь о других живых существах: зайчишке, курочке, голубях ).

Рядом с котом в колыбельных наиболее часто встречающимися персонажами являются птицы – куры, голуби и гули. В народном творчестве голубь – символ чистоты и доброты.

Очень тактично, ненавязчиво, через поступки зверей или птиц воспитываются у ребёнка простейшие навыки, даются поучения, как нужно себя вести:

Не лезь, каток, на калодку, разаб`еш галоуку.

Будзе галоука балець i некаму будзе жалець.

Потешки – обычно, как и колыбельные, направлены на общее эстетическое развитие детей, но отличительная их особенность в том, что они детей активизируют. Как правило, потешки сопровождают разные движения. Их проговаривают. Забавы почти всегда построены как диалог, что придаёт произведениям ритмическую рельефность, избавляет их от монотонности, делает интересным по содержанию. В то же время диалогическая форма потешек играет свою роль в развитии детской речи. Диалог как будто обеспечивает участие ребёнка в игре со старшими, и в разговоре с ними.

                            Кую, кую ножку, паеду у дарожку.

Куплю чаравiчкi  тыя невялiчкi,

Куплю другiя тыя залатыя,

Куплю панчошкi на маленькi ножкi.

  1. Календарный фольклор – одна из самых поэтических страниц детского творчества, т.к. он связан с образами природы, природными явлениями. У детей это прежде всего игра, лишённая магического смысла, ритуальности и обрядности, характерных для взрослого фольклора. По принципу ими заимствуется и воспринимается большинство календарных песен – их привлекает момент ряжения на масленицу и каляду, одаривание за исполнение колядок и волочёбных песен.

К наиболее распространённым, активно бытующим жанрам относятся заклички. Обращённые к различным явлениям природы ( солнцу, дождю, ветру и т.д.), они таят в себе отзвуки языческих времён. Близко к закличкам примыкает ещё один жанр – приговорки, представляющие собой краткие обращения к животным, птицам, насекомым, растениям.

  1. Дразнилки – являются формой проявления детской игры, сатиры и юмора. В них очень точно подмечаются какой-либо недостаток или слабость человека, остроумно фиксируются внешние признаки предметов и явлений.

Антось барадаты вёу казу каля хаты.

Антасiха паганяла, на канфеты зарабляла.

           Считалки – небольшие стихотворные юмористического характера произведения,                                                    с помощью которых определяется очерёдность в игре, выбираются действующие лица и ведущие.

Бегла мышка на таку па зялёнаму маху.

Ела сахар i мядок, выйдзi, Коля – калярок.

  1. Детские игры. Многие из них основаны на повторе движений, действий при определённых сельских работах.

« Просо », « Мак ».

В играх могут быть использованы и частушки и песни. Первые из них в форме считалок и закличек. Другие могут иметь довольно развитый сюжет и соответственно форму. Иногда такие игровые песни являются основой для детских хороводов, которые имеют много общего с хороводами взрослых.

 

Добавить комментарий