КАК УВЕЛИЧИТЬ СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС РЕБЁНКА?

Красивая и грамотная речь – очень важный показатель интеллектуального развития ребёнка. Чем богаче словарный запас ребенка – тем более развитым он растет, тем легче ему дается обучение всему новому! 

Несложно догадаться, что запас слов родного языка, которые знает ребенок, пополняется благодаря общению с окружающими людьми и чтению каких-либо текстов.

Дети очень сильно перенимают ту манеру общения, которая принята в семье и в той социальной среде, в которой они проводят много времени. Это касается и набора активно используемых слов.

Поэтому главный совет родителям, как расширить словарный запас ребенка – обогащайте собственную речь (причем не только в разговорах с ребенком, но и в общении с другими родственниками, друзьями и т.д.).

Реже используйте односложные ответы, отрывистые фразы. С детьми можно и нужно говорить «сложно». У детей прекрасная память – не бойтесь нагружать ее новыми словами и понятиями, поясняя значения новых слов.

Как можно раньше отказывайтесь от сюсюканья, старайтесь говорить красиво. Подбирайте в устной речи разнообразные синонимы, используйте разные прилагательные и метафоры.

Чтение. Регулярное чтение детских книг, безусловно, один из самых эффективных методов увеличения пассивного словаря. Читайте перед сном или по желанию ребенка. Подбирайте ребенку книги разной направленности – народные сказки, проза и поэзия разных авторов, научно-популярные издания и т.д. Пусть малыш сравнивает разные стили изложения, запоминает новые слова (от устаревших русских слов до научных терминов и слов иностранного происхождения). То же самое можно посоветовать относительно выбора фильмов, мультфильмов, телепередач и т.д.

Когда ребенок научится самостоятельно читать, поощряйте любовь к книгам. Вместе запишитесь в библиотеку, периодически выбирайтесь на шопинг в книжный магазин за интересными произведениями и, конечно, читайте ему сами, пока у него нет беглого уверенного чтения про себя.

Стихи. Самый простой, эффективный и доступный способ. Выученное стихотворение сохраняется в памяти вместе со всеми грамматическими конструкциями в правильной форме, со всей лексикой и с контекстом. После изучения стихотворения желательно использовать новую лексику в повседневной речи. Желательно учить по 1 стихотворению в неделю.

Говорить. Мотивируйте ребенка говорить, причем не односложно, а повествовательно. Старайтесь как можно чаще вовлекать ребенка в диалог. После прочтения книги обсудите, что понравилось в произведении, запомнилось, как бы ребенок поступил на месте героя. Просите его пересказать сюжет книжки или какой-то жизненный случай, описать увиденный предмет, пейзаж или человека, и т.д. У малышей, которые только начинают говорить, можно спросить, как говорят персонажи из сказки (как говорит собачка, кошка и так далее). Внимательно слушайте ребенка, поддерживайте зрительный контакт, задавайте наводящие вопросы, спрашивайте мнение. Живой интерес к ребенку – самый лучший мотиватор для активного расширения словарного запаса!

Играть. Ученые доказали, дети лучше запоминают информацию, преподнесенную в игровой форме. Поэтому освойте и регулярно практикуйте игры на развитие словарного запаса.

Для обогащения словарного запаса ребенка служат многочисленные речевые игры,например:

Поводырь. На прогулке мама закрывает глаза, и ребенок ей описывает, что их окружает.

Описание объекта. Когда вы вместе с ребенком рассматриваете какой-то предмет, задавайте ему самые разнообразные вопросы: «Какой он величины? Какого цвета? Из чего сделан? Для чего нужен?» Так вы побуждаете называть самые разные признаки предметов, помогаете развитию связной речи.

За кем последнее слово. По очереди описываете объект, за кем останется последнее слово, тот и выиграл.

Ищем детали. Можно вводить в словарь ребенка названия не только предметов, но и их деталей и частей. «Вот автомобиль, а что у него есть?» — «Руль, сиденья, дверцы, колеса, мотор…» — «А что есть у дерева?» — «Корень, ствол, ветки, листья…»

Свойства предметов.  Спросите у ребенка:

1. Что бывает круглым? (Мяч, шар, колесо, солнце, луна яблоко, вишня…)

2. Что бывает длинным? (Дорога, река, веревка, нитка, лента, шнур…)

3. Что бывает высоким? (Гора, дерево, человек, дом, шкаф…)

4. Что бывает зеленым? (Трава, деревья, кусты, кузнечики, платье…)

5. Что бывает холодным? (Вода, снег, лед, роса, иней камень, ночь…)

6. Что бывает гладким? (Стекло, зеркало, камень, яблоко…)

7. Что бывает сладким? (Сахар, конфеты, пирожки торты, вафли…)

8. Что бывает шерстяным? (Платье, свитер, варежки перчатки, шапка…)

9. Что бывает колючим? (Еж, роза, кактус, иголки, ель проволока…)

10. Что бывает острым? (Нож, шило, стекло, ножницы кинжал, клинок…)

11. Что бывает легким? (Пух, перо, вата, снежинка).

12. Что бывает глубоким? (Канава, ров, овраг, колодец река, ручей…)

Затем игра наоборот. Называется предмет, и к нему подбираются прилагательные. «Мяч, какой?» Круглый, резиновый, красно-синий, новый, большой…

Игра в антонимы, в слова противоположные по значению. Взрослый называет слово, ребенок подбирает слово антипод. «Горячее-холодное, зима-лето, большой — маленький».

Игра в синонимы. Например, синоним к слову «хороший» — добрый, ласковый.

Игра «Добавь слово». Цель: подбирать глаголы, обозначающие окончание действия. Взрослый называет начало действия, а ребенок — его продолжение и окончание:

— Оля проснулась и… (стала умываться).

— Коля оделся и… (побежал гулять).

— он замерз и… (пошел домой).

— стали они играть… (с зайчиком).

— зайчик испугался и… (побежал, спрятался)

— девочка обиделась и… (ушла, заплакала).

Словообразование: суффиксы, приставки. Если ребенок научится словообразованию, словарный запас автоматически увеличится на сотни пунктов. Это образование уменьшительно-ласкательных форм, преувеличений, разговорных вариантов и т.д.

Глаза-глазки-глазик-глазищи.

Кот-котик-котище.

Приставки должны быть отработаны на глаголах: пришёл, ушёл, подошёл, пошёл, перешёл, зашёл, вышел, обошёл, дошёл…

Лото. Названия птиц, растений, животных, насекомых, грибов, рыб в повседневной речи мы практически не используем, но в литературе они встречаются часто и формируют пассивный словарный запас. Зубрить их ни в коем случае нельзя. Лучше всего отрабатывать их во время игры в лото.

Звери и их детеныши. К этой игре лучше всего подключить мячик. Ваша задача, бросая мяч, называть ребенку какое-либо животное, а малыш в ответ произносит детеныша названного животного, при этом, не забывая вернуть мячик вам.

Один или много. Очень важно с малых лет объяснить ребенку принцип употребления слов в единственном и множественном числе. Заранее подготовьте побольше картинок с одним и множеством предметов. Ваша задача – назвать предмет в единственном числе, а ребенок должен произнести во множественном. Если малыш допустил ошибку, поправьте его и несколько раз проговорите слово в правильной форме. Постепенно от карточек можно будет отказаться и перейти на обычную беседу, передавая друг другу эстафету в виде мяча или игрушки.

Кто где живёт? Бросая мяч ребенку, ведущий задает вопрос, а ребенок, возвращая мяч, отвечает.

Где живёт муравей? Птичка? Медведь? Акула? Лиса? Белка? Волк? Собака? Курица? Овца? И т.д

И наоборот:

Кто живет в дупле? Белка.

Кто живет в скворечнике? Скворцы.

Кто живет в гнезде? Птицы: ласточки, кукушки сойки и т. д.

Кто живет в будке? Собака.

Кто живет в улье? Пчелы.

Кто живет в норе? Лиса.

Кто живет в логове? Волк.

Кто живет в берлоге? Медведь.

Что бывает круглым?

Сделано из… Посмотри вокруг. Из чего сделаны окружающие нас предметы: дерево, мех, глина, пластмасса, шерсть и т.д.

Путешественники. Каждый день прогулки с ребенком сопровождается одним и тем же маршрутом. А что, если немного скрасить эти походы? Например, по дороге в садик предложите маленькому спутнику совершить небольшое выдуманное путешествие в Африку. Составьте план вашей поездки. Подумайте вместе с будущим путешественником, что бы вам пригодилось в дороге, каких зверей вы можете там встретить. Главное, чтобы ваш ребенок с удовольствием участвовал в процессе вымышленных сборов.

Добавить комментарий