«Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи у детей с тяжелыми нарушениями речи»

  • Автор записи:
  • Комментарии к записи:0 комментариев

Как увлечь ребёнка работать собственными руками и пальцами? Прежде всего, необходимо показать детям, что при помощи наших рук и пальцев можно показать множество забавных зверюшек, знакомых предметов, рассказать стихи и даже целую сказку. Далее предложить ребёнку самостоятельно выполнить небольшие упражнения руками и пальчиками. Например, показать «солнышко», «цветочек», «птичку», «зайчика» и т.д., вспомнить или выучить игры — потешки и небольшие стишки — «Сорока — белобока», «Мои пальчики — семья» и т.д.

После того, как дети начинают проявлять интерес к пальчиковым играм, предлагаем им сделать массаж рук. Например, «Настенька, твои ручки сегодня много трудились, они очень устали, давай мы их пожалеем, погладим, все пальчики устали и большой — дедушка, и указательный — бабушка, и средний — папочка, и безымянный — мамочка, и мизинчик — доченька».

Сначала, взрослый делает массаж ребёнку, но со временем дети привыкают и делают его сами, сопровождая маленькими стишками, придуманными или подобранными взрослым. Это может быть массаж кистей рук и пальцев; пальчиковая гимнастика и игры; индивидуальная работа с пристёжками, шнуровками, ножницами, клубочками, палочками, крупой, бросовым материалом и т.д; выкладывание из геометрических фигур, мозаики, спичек, пуговиц, ниток и т.д.; работа с трафаретами, печатками, шаблонами, штриховками, раскрасками и т.д.; закаливание кистей рук, обливая их холодной водой, растирание полотенцем; выполнение забавных фигурок пальцами; заучивание стишков и потешек, используя движение рук и пальцев; «рассказывание стихов руками»; застегивание и расстегивание пуговиц, молний, крючков и кнопок; шнуровка ботинок, завязывание шнурков; рисование на крупе.

Все эти задания, можно связывать с лексической темой группы, по которой работают педагоги в данную неделю. Например, лексическая тема «Посуда» — показываем руками и пальчиками разные виды посуды, лепим и рисуем посуду, отгадываем загадки и учим стихи о посуде, помогая руками, развивающие игры по данной теме и т.д. Выполнение всех заданий сопровождается речью взрослого и ребёнка, тем самым ребёнок пополняет свой словарный запас, учится связно говорить, выражать свои мысли.

Занимаясь на первый взгляд простыми, но очень важными делами, дети не только развивают свои пальчики, пополняют словарный запас, но и получают новую информацию об окружающих предметах: материале, из которого они сделаны, его свойствах и качествах, назначении, как можно использовать и т.д., развивают память и внимание, логическое мышление и фантазию, т.е. развивают свой интеллект, у детей появляется жизненный опыт.

Добавить комментарий